Правила предоставления участка земли гражданину Беларуси без процедуры предварительного согласования месторасположения в 2021-м году
Разные причины есть у людей для того чтобы обзавестись собственным участком земли. Кто-то панирует строительство на нём, кому-то он просто нужен как огород или сад. Но взять его не так-то просто. Можно обратить внимание на участки, которые местные исполнительные комитеты сами продвигают в поисках хозяев для них. О таком способе, не требующем согласования с различными органами, и рассказывается в этой статье.
Как и в жизни человека, в этом деле всё начинается с шагов – этапов, соблюдение которых должно быть неукоснительным.
Этапы предоставления земельных участков без необходимости согласования их месторасположения
Основных этапов – пять:
- Подаётся заявление с просьбой предоставить участок земли для такой-то цели.
- Разрабатывается проект отвода участка (разумеется, если принято заявление и ему дан дальнейший ход).
- Принимается решение о том, чтобы изъять землю и предоставить её новому владельцу.
- Формирование границ территории непосредственно на местности.
- Госрегистрация образования участка земли и наделение нового владельца всевозможными (и положенными по Закону) правами на него.
Это лишь общая характеристика этапов. Каждый из них требует более детального рассмотрения.
О подаче заявления на земельный участок: куда нести и что в нём отображать?
Чтобы ознакомиться со списком свободных участков земли в том или ином районе, достаточно зайти на сайт местного райисполкома. Там они должны находиться в отдельном подразделе. Эти участки сам же исполнительный комитет и формирует. Так что если на сайте они по каким-либо причинам отсутствуют, надо обращаться в приёмную райисполкома, где подскажут, что делать дальше.
Итак, гражданин желает получить участок земли. Он обращается в соответствующий исполком (тот, на территории которого расположена эта земля) и предоставляет заявление с просьбой передать ему выбранный из перечня участок. В этом документе необходимо указать следующую информацию:
- идентификационные данные заявителя (обычно это паспорт или другой документ, удостоверяющий его личность);
- цель истребования земельного участка (например, строительство сооружений для обслуживания какого-нибудь объекта);
- вещное право на участок (оно же право собственности);
- место, где гражданин хотел бы видеть свой участок, а также приблизительная площадь «надела»;
- если участок планируется изымать у землепользователя, то надо в заявлении в обязательном порядке прописать источники, откуда заявитель будет возмещать убытки;
- если у заявителя уже есть другие земельные участки, то в заявлении показывается суммарная их площадь, причём обязательно. При этом неважно, как они оказались у заявителя — по договору дарения, аренды, пожизненного владения (достались в наследство). Цель использования при предоставлении таких данных — строительство и обслуживание одноквартирного жилого дома, блокированного домостроения или же ведение фермерского хозяйства, занятие садоводством, огородничеством, возведение дачного домика и так далее. Более подробный перечень находится во второй части 32-го пункта Положения о правилах изъятия участков земли и их дальнейшего предоставления нуждающимся заявителям.
Но заявление — это ещё не всё. К нему в обязательном порядке прикладывают вот что:
- если планируется заниматься крестьянско-фермерской деятельностью, то программу ведения такого хозяйства;
- если участок необходим для строительства обслуживающих какое-нибудь здание объектов, то документы, которые подтверждали бы законную принадлежность сооружения, здания или капитального строения, недостроенного строения, или же долю в праве на эти объекты;
- документы, которые бы подтверждали, что в здании, сооружении или строении возникло совместное домовладение — если заявление о выделении участка подано с целью организации обслуживания имущества недвижимого характера этого же домовладения.
Проект отвода участка: разработка
Гражданин отнёс заявление о предоставлении ему земли в районный исполнительный комитет. Если всё с документом нормально и нет никаких замечаний, то в течение пяти дней (до 2018-го года давалось на рассмотрение семь дней) райисполком даёт сигнал землеустроительной организации о том, что она может приступать к разработке проекта отвода участка. Это прописано в пункте 33-ем Положения.
Разработчики проекта отвода не должны забывать об одной важной вещи — установлении границ участка на местности. А райисполком — сообщить заявителю о результатах рассмотрения его обращения по поводу выделения земельного «надела». Но если вдруг обнаружились недочёты, не позволяющие дать гражданину «зелёный свет», то на протяжении десяти дней с момента появления его заявления надо принять решение об отказе в удовлетворении просьбы. Просто сказать «нет» недостаточно, придётся обосновывать отказ согласно белорусскому законодательству. Как только решение об отказе принято, райисполкому даётся три дня на то, чтобы снабдить заявителя копией этого документа. Она оформляется согласно 463-го Указа Главы государства от декабря 2017-го года
Если же всё в порядке, то гражданину дают разрешение. И как только он его получает, у него есть три дня на то, чтобы за свои деньги заключить подрядный договор с землеустроительной организацией. На его основании специалисты займутся разработкой проекта отвода участка земли. Там также прописано выполнение действий по установлению границ взятой территории, оказание представителями землеустроительной организации услуг, касающихся госрегистрации относительно этого участка, а также оформления на него прав.
На разработку отводного проекта даются не более пятнадцати дней с того момента, как заявитель произвёл оплату всех работ, предусмотренных подрядным договором. Также в течение этого срока проект надо согласовать с уполномоченными структурами.
Когда проект отвода согласован, то его и документы, прописанные в 32-ом пункте Положения, а также проект решения районного исполнительного комитета об изъятии участка земли и предоставлении его новому владельцу организация по землеустройству обязана передать соответствующей службе, о чём и говорится в третьей части 34-го пункта Положения.
Решение об изъятии участка и его передаче другому лицу
Принятие такого документа — тоже задача районного исполнительного комитета. Его райисполком принимает максимум за пять рабочих дней, как только получает материалы об изъятии этой земли. Данные должна предоставить землеустроительная служба, как того требует шестая часть 34-го пункта Положения.
В документе необходимо прописать, какой вид земли изымается, для каких целей это всё делается, каков размер участка. Указывается и право собственника (вещное право), размер платы за него и условия. Напомним, что участок может предоставляться как в собственность частного характера, так и в аренду посредством заключения соответствующего договора. Могут понадобиться в решении и другие данные.
Установка границ на местности
Как только райисполком принял положительное решение по изъятию земли и предоставлению её другому человеку, то это гражданин должен согласно прописанному в подрядном договоре на разработку отвода сроку заплатить за установление границ участка земли на местности.
Исполнителем этих работ является землеустроительная организация, с которой у гражданина должен быть заключен подрядный договор на оказание подобного рода услуг, или же ипэшник, юрлицо, которые могут быть привлечены в качестве субподрядчиков.
Какие конкретно организации в Беларуси могут заниматься установлением границ земельных участков на местности? Чаще всего эту работу выполняют РУП «Проектный институт «Белгипрозем» или же РСАУП «БелПСХАГИ».
Границы на местности не могут устанавливаться, если нет хозяина участка. Так что его присутствие в этом процессе — обязательное условие. Установка границ оформляется специальным ознакомительным актом, который внимательно прочитывают заинтересованные лица. Они же после прочтения этот акт и подписывают, как и специалист землеустроительной организации.
Как только работы по установке границ участка окончены, надо позаботиться об оформлении землеустроительного дела. Его изготавливают специалисты организации, отвечающей в районе за землеустройство. Они в двухдневный период должны его передать сотрудникам территориальной организации по госрегистрации недвижимости и связанных с ним прав, сделок. Если раньше к землеустроительному делу надо было приложить заявление по госрегистрации создания участка земли и появления на него права, то сейчас этого делать не нужно.
Главное — не забыть уведомить заявителя о том, какого числа месяца и в каком месте он получит свидетельство о госрегистрации.
Коротко о регистрации создания участка земли и права на него
Свидетельство, о котором шла речь в предыдущем абзаце, а также госрегистрация образования участка с появлением на него права — всё это забота районного исполнительного комитета. Выдать свидетельство и провести регистрационные работы исполком обязан не позднее, чем за пять дней с момента обращения землеустроительной организации.
Процедура регистрации не бесплатная, и оплачивать её придётся гражданину из собственного кармана. Исключение может быть только одно — земельный участок берётся для того, чтобы на нём организовать крестьянско-фермерское хозяйство. Тогда регистрацию оплатит республиканский бюджет.